нужно знать
Автовладельцы, имеющие претензии к страховой компании по автострахованию (ОСАГО, КАСКО, ДСАГО), должны будут обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену).
Это обращение бесплатно и не требует никаких дополнительных познаний, а заявление можно отправить через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного. Решение финансового омбудсмена обязательно для страховой компании.
Порядок обращения к финансовому уполномоченному следующий. При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования, автовладелец первоначально должен написать страховщику соответствующую претензию в виде заявления. Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней. Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.
Если ответ страховой компании не поступил в срок или не устроил гражданина, он может обратиться к финансовому уполномоченному. Заявление и документы можно направить в электронном виде через личный кабинет на сайте, либо по почте на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный переулок, дом 3, АНО «СОДФУ».
Финансовый омбудсмен рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней и решение направит как гражданину, так и в страховую компанию. При этом решение финансового уполномоченного обязательно для исполнения страховой компанией. Если гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного, то он может обратиться в суд.
Что оспаривали?
Заявители в разное время попали в ДТП, а страховые компании возместили им стоимость повреждённых деталей, но с учётом износа. Они пытались взыскать со страховщиков разницу между стоимостью новых запчастей, которые пришлось покупать, и полученным возмещением, однако суды встали на сторону страховых. Во всех случаях они руководствовались ст. 1064, 1072 и 1079 ГК и «Единой методикой определения расходов на восстановительный ремонт», а также практикой Верховного суда, который эту методику подтвердил.
Позиция Конституционного Суда
Конституционный Суд РФ указал, что закон об ОСАГО не исключает распространения действия общих норм ГК об обязательствах лица, причинившего вред. Поэтому при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба потерпевший вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы, но не от страховщиков, а за счет виновного лица, путем предъявления к нему соответствующего требования. Конституционный Суд РФ отметил, что в постановлении Пленума ВС от 23 июня 2015 года № 25 судам были даны разъяснения, согласно которым в состав реального ущерба можно включать расходы на восстановление автомобиля, если для этого понадобились новые материалы.
Закон об ОСАГО и основанная на нем Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора по ГК полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего от ДТП, постановил КС. При этом суды могут уменьшать суммы ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене, а также, если виновник ДТП найдет более разумный способ исправления повреждений имущества.
При обращении в страховую компанию, обязательно необходимо будет предоставить следующие документы:
- копии паспорта и водительских прав;
- оригинал страхового полиса;
- ПТС автомобиля;
- Европротокол (позволяет покинуть место происшествия сразу после его составления при условии, что жертв аварии не было и сумма ущерба – не более 100 тыс. рублей;)
- документы из ГИБДД, если происшествие оформлялось с участием ее сотрудников.
Что нужно взять в полиции?
- Протокол об административном правонарушении.
- Постановление.
Извещение о ДТП необходимо заполнить по форме. В документе должны быть отражены такие факты:
- кто нарушил правила;
- какие именно правила были нарушены;
- уровень ответственности за имеющиеся нарушения.
Сотрудник ГИБДД должен составить на месте ДТП:
- схему аварии;
- приложение, в котором будут изложены все полученные транспортными средствами повреждения;
- объяснительные письма как самих участников происшествия, так и свидетелей.
Взаимодействие со страховой
В течении 5 рабочих дней уведомить свою страховую компанию о наступлении страхового случая
Виновник ДТП заплатит дважды
Попав в аварию по своей вине, можно остаться гораздо без большей суммы денег, чем Вы рассчитывали.
Первый случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, но и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты.
При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.
Потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.
Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.
Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.
Второй случай это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП.
Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.
Передача автомобиля в ремонт по КАСКО и ОСАГО
Следует проследить за правильным составлением акта приема-передачи транспортного средства. В этом документе должны содержаться следующие основные сведения:
- подробные сведения о ремонтируемом транспортном средстве;
- перечень и точное описание повреждений авто;
дата и цели передачи транспортного средства в ремонт; - сведения о стороне, принимающей транспортное средство.
Акт должен быть заверен подписями и печатями сторон.
После проведения ремонта автовладельцу необходимо тщательно осмотреть машину. Выявленные недостатки обязательно следует отразить в акте приема-передачи. Если этого не сделать, порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО может быть существенно осложнен. Доказать происхождение многих недостатков и повреждений в связи с некачественным ремонтом бывает очень сложно, если они не выявлены непосредственно после проведения работ.
Порядок действий после некачественного ремонта по ОСАГО или КАСКО
Провести независимую экспертизу у независимых экспертов для выявления недостатков ремонтных работ и определения стоимости их устранения.- Составить претензию на имя страховщика для получения компенсации.
- Направить претензию с приложением экземпляра экспертного заключения в страховую компанию заказным письмом или вручить представителю страховщика под роспись.
- При отсутствии надлежащей реакции на претензию со стороны страховой компании обратиться с иском в суд.
Чего требовать?
В претензии на некачественный ремонт по КАСКО или ОСАГО вы имеете право требовать один из следующих вариантов компенсации:
- бесплатное устранение выявленных недостатков;
- уменьшение стоимости выполненного ремонта на соответствующую сумму с выплатой разницы;
- возмещение расходов на самостоятельное устранение недостатков.
Ответственность страховщика за некачественный ремонт по ОСАГО определена в соответствии с постановлением Верховного Суда от 29.01.2015 г. Сроки подачи претензии и возможные варианты компенсации также будут аналогичными.
На что можно рассчитывать в такой ситуации?
Автомобиль, принадлежащий другому лицу, считается частной собственностью и охраняется законом, в котором четко установлено, что только владелец может распоряжаться по своему усмотрению своим имуществом и поступать с ним как пожелает. Если же речь идет о вмешательстве третьего лица, которое повредило или испортило машину, ему не принадлежащую, то это деяние рассматривается как преступное и влечет привлечение виновного к ответственности в установленном порядке.
Порча имущества с точки зрения закона
Под порчей чужого имущества понимаются действия, направленные умышленно или по неосторожности на причинение существенного вреда чужой собственности (в частности, машине), что влечет материальный ущерб её владельцу.
- повреждение;
- уничтожение.
Если говорить о повреждении, то подразумевается нанесение урона машине в такой степени, что автомобиль теряет в стоимости и какое-то время не используется по своему назначению (в период проведения ремонтных работ). Если же речь идет о необратимом процессе, приведшем к тому, что автомобиль не подлежит восстановлению и ним невозможно в дальнейшем пользоваться, то это рассматривается как уничтожение. Учитывая, что оба случая влекут за собой урон разной степени, и могут быть как умышленными, так и нет, при назначении ответственности за содеянное каждый случай рассматривается индивидуально, а наказание может быть выбрано по разным законодательным актам. Возможно наступление ответственности:
- административной;
- уголовной;
- гражданской.
Применение административной ответственности за порчу автомобиля
Если ущерб, причиненный владельцу машины незначительный, например, речь идет об умышленном повреждении колеса чужого автомобиля, ремонт которого стоит меньше, чем 2500 руб., то сотрудниками правоохранительных органов составляется протокол, а ответственность назначается по ст. 7.17 Кодекса Административных правонарушений. По этой статье преступившему закон лицу может быть назначен штраф в размере 300-500 рублей.
Особенность ответственности за порчу автомобиля по ГК
Оплата штрафа, назначенного на основании КоАП, не снимает с нарушителя гражданской ответственности, которая определена статьей 1064 Гражданского Кодекса РФ. В ней сказано, что виновный в порче обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме. То же самое касается и тех лиц, к которым была применена ответственность по Уголовному Кодексу за причинение значительного вреда.
Привлечение к уголовной ответственности за умышленную порчу чужого имущества
Если при оценке ущерба, причиненного умышленно чужому имуществу (которым в рассматриваемом нами случае является автомобиль), установлена сумма, превышающая 2500 тыс. рублей, данное правонарушение подлежит рассмотрению и определению ответственности по УК РФ, за основу берется статья 167.
Можно ли получить хоть какую-то компенсацию, если автомобиль затопило?
Можно по ОСАГО что-то получить?
Нет, ОСАГО — это страхование вашей гражданской ответственности перед третьими лицами (если вы в кого-то врежетесь, то пострадавшему компенсируют ущерб, однако вы ничего не получите). К потопу ОСАГО не имеет никакого отношения.
Можно по КАСКО что-то получить?
При наличии полиса каско (да и то не всякого) можно надеяться на компенсацию. Но для ее получения нужно сделать несколько шагов:
- Не заводить двигатель! И никуда не уезжать даже на эвакуаторе. Мало того, лучше всего обесточить машину — снимите клеммы с аккумулятора.
- Позвонить в страховую компанию.
- Вызвать участкового, который зафиксирует затопление автомобиля. Без справки от последнего вам могут отказать в выплате
- Провести фотосъемку со всех ракурсов, в кадр должен попадать не только сам автомобиль, но и «окружающий мир»: деревья, дорожные указатели, разметка и пр.
- Получить справку, что был сильный дождь (часто ее берут сами страховщики, но лучше иметь свою, на всякий случай).
- Дождаться решения страховой компании о месте осмотра автомобиля.
- Также нужно получить разрешение от страховщика на просушку машины — если с ней затянуть, то итоговый ущерб может быть гораздо выше.
Любое дерево в городской черте должно числиться на балансе коммунальных служб, организаций и учреждений, на территории которых оно находится. Соответственно такая организация обязана контролировать состояние дерева и несет ответственность за безопасность.
Поэтому в большинстве случаев пострадавшие автовладельцы имеют право требовать компенсацию за ущерб, нанесенный упавшим на машину деревом с такого ответственного юрлица. В случае если автомобиль был застрахован по КАСКО, то можно рассчитывать на страховую выплату.
Исключением являются ситуации, когда поврежденный автомобиль был припаркован в неположенном месте. В таких случаях шансы на получение возмещения практически стремятся к нулю.
Также исключением могут быть случаи, когда на день происшествия действовало штормовое предупреждение и дерево было сломано порывом ветра. В таких ситуациях судебная практика по падению дерева на автомобиль свидетельствует, что получить компенсацию бывает очень сложно.
Куда звонить, если на авто упало дерево
В первую очередь необходимо вызвать на место происшествия соответствующие службы. Выбор службы зависит от обстоятельств происшествия.
Обычно падение деревьев на авто происходит на стоянке. В таких ситуациях для оформления необходимо вызывать наряд полиции из местного ОВД.
Исключением являются случаи падения деревьев в момент движения транспортного средства по проезжей части, что происходит довольно редко. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то вам необходимо вызывать инспекторов ГИБДД, как при обычном ДТП.
Помимо этого, настоятельно рекомендуется вызвать на место происшествия:
- Представителей коммунальных служб, ЖЭК, ТСЖ, если дерево стояло на территории двора жилого дома или городской улицы.
- Представителей организации, если дерево стояло на ее территории.
- Представителей страховой компании, если транспортное средство было застраховано по КАСКО.
Сбор доказательств
После вызова полиции и других служб время до их приезда стоит потратить на сбор доказательств. Ни в коем случае нельзя убирать упавшее на автомобиль дерево. Место происшествия должно оставаться в первоначальном состоянии.
Очень желательно снять несколько фото или видео с фиксацией обстоятельств. В частности, следует снять поврежденный автомобиль с разных ракурсов, а также сделать снимки с привязкой к местности. Например, на них может быть зафиксировано название улицы или номер дома, около которого случилось происшествие, другие отличительные особенности местности.
Обратите внимание, что данные фото и видеофиксации должны подтверждать, что ваш автомобиль был припаркован в разрешенном месте. Обязательно сделайте такие кадры, на которых будет видно, что на расстоянии около 20 метров от места происшествия нет знаков, запрещающих остановку или стоянку.
Файлы с фото и видеосъемкой не следует удалять из памяти телефона до полного урегулирования вопроса, даже если они скопированы на компьютер или другое устройство.
Помимо этого, хорошо будет найти несколько очевидцев. Желательно, чтобы они видели сам момент, когда на авто упало дерево. В крайнем случае, найдите пару человек, которые подтвердят обстоятельства уже после падения дерева. Попросите этих людей о согласии на дачу свидетельских показаний, перепишите их фамилии и контактные данные.
Документальное оформление падения дерева на автомобиль
Сотрудники полиции, прибывшие на место, составляют акт осмотра места происшествия и его схему. В конечном итоге оформляется справка о причинении ущерба собственности (автомобилю). В этом документе должны быть зафиксированы следующая основная информация:
- дата, время и место происшествия;
- обстоятельства происшествия;
- причина происшествия;
- на чьей территории располагалось дерево, которое упало на автомобиль;
- описание повреждений, полученных транспортным средством.
В процессе оформления документов необходимо контролировать действия работников полиции и проверять фиксируемую ими информацию, которая должна соответствовать действительности. Важно, чтобы в документах было отражено, кто несет ответственность за дерево.
Причиной того, что дерево упало на автомобиль, как правило, указывается сильный ветер. Однако во многих случаях основной причиной является то, что дерево сухое. Проследите, чтобы этот факт был отражен в документах, поскольку это значительно повышает шансы на выплату полноценной компенсации. Также обязательно следует зафиксировать следы гниения или факт отсутствия листвы на дереве в летний период.
Эта ситуация встречается часто. Когда собственник машины, доверяет ее управление другому человеку (другу, знакомому, жене, сыну и т.д.). И этот «знакомый» становится причиной дорожно-транспортного происшествия.
Выплатит ли страховая компания в этом случае? Выплатит!
Страхуется именно машина! Т.е. «само железо». А кто был за рулем — не столь важно.
По закону, если на машину виновника ДТП, есть полис (не важно, вписан в него водитель или нет) – вы имеете право на получение страховой выплаты.
Страховая обязана выплатить вам положенные деньги (или произвести ремонт по ОСАГО).
А, потом, она уже эти деньги взыщет с того, кто был за рулем в момент аварии.
Для этого нужно обратиться к страховщику и написать заявление на получение страховой выплаты, а также приложить к заявлению Постановление о ДТП и все протоколы, которые выдали Вам сотрудники ГИБДД.
К сожалению, нередки ситуации, когда гражданская ответственность виновника ДТП по договору ОСАГО не застрахована в момент дорожно-транспортного происшествия.
При этом практически всегда виновник ДТП добровольно возмещать ущерб отказывается.
В данной ситуации владелец поврежденного автомобиля вправе взыскать причиненный ему ущерб с виновника ДТП (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Для определения стоимости восстановительного ремонта владелец поврежденного автомобиля первоначально должен обратиться в специализированную организацию для проведения независимой экспертизы (оценки).
Принимая во внимание, что необходимость разбора автомобиля и оценки причиненного ущерба вызваны действиями виновника ДТП, допустившего нарушение требований ПДД РФ, указанные расходы понесены владельцем поврежденного автомобиля для восстановления нарушенного права и подлежат взысканию с виновника ДТП.
Затем владелец поврежденного автомобиля вправе обратиться с претензией к виновнику, в которой предъявить требования о возмещении ущерба, либо сразу обратиться в суд с исковым заявлением.
Часто в суде между виновником ДТП (ответчиком) и владельцем поврежденного автомобиля (истцом) возникает спор о размере суммы, подлежащей взысканию, так как ответчик полагает, что подлежит взысканию сумма восстановительного ремонта с учетом износа комплектующих автомобиля, поскольку автомобиль находился в эксплуатации и заменяемые детали уже имеют процент износа, а следовательно, истец хочет неосновательно обогатиться за счет ответчика, однако это суждение ответчика ошибочно.
Из содержания п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 № 6-П следует, что по смыслу вытекающих из ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 19 и 52 гарантий права собственности, определение объема возмещения имущественного вреда, причиненного потерпевшему при эксплуатации транспортного средства иными лицами, предполагает необходимость восполнения потерь, которые потерпевший объективно понес или с неизбежностью должен будет понести для восстановления своего поврежденного транспортного средства.
Восстановление поврежденных частей транспортного средства (если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения) в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях (при том что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене) неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т. е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в постановлении Пленума от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения; размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества (п. 13).
Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т. е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).
Таким образом, можно сделать вывод, что фактический размер ущерба, подлежащий возмещению согласно требованиям ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, должен исчисляться исходя из стоимости деталей без учета износа, поскольку при ином исчислении (с учетом износа) убытки, причиненные повреждением транспортного средства, не будут возмещены в полном объеме.
Руководствуясь вышеуказанными разъяснениями, владелец поврежденного автомобиля вправе требовать возмещения ущерба в полном объеме без учета износа деталей.
если у вас остались вопросы
наши специалисты готовы на них ответить
бесплатная консультация